Текущие проблемы сотрудничества между Кореей и Центральной Азией в области редких металлов и планы дальнейшего сотрудничества
КИМ ПОМ CОН (Главный научный сотрудник Корейского института промышленных технологий)
В Корее редкие металлы определяются как малочисленные или труднодобываемые металлические элементы, которые в настоящее время пользуются промышленным спросом или спрос на которые среди металлических ресурсов, как ожидается, увеличится в будущем. В данный момент таких элементов насчитывается 56 из 36 видов. В настоящее время некоторые страны, обладающие ресурсами, контролируют объем экспорта редкоземельных элементов (из редких металлических элементов), а Корея остро нуждается в стабилизации цепочки поставок редких металлов, чтобы отреагировать на тенденцию «вооружения» ресурсами. Фактически, до пандемии COVID-19 глобальная цепочка поставок была стабильной с оптимизированным распределением ролей по странам от ресурсов до конечной продукции. Однако в последнее время нестабильность глобальной цепочки поставок быстро возрастает из-за технологической конкуренции и протекционизма между некоторыми странами, такими как США и Китай. В таких странах, как Корея, где промышленная структура ориентирована на производство и сильно зависит от импорта сырья, существуют опасения по поводу нестабильности спроса и предложения в таких отраслях промышленности, как полупроводники, автомобили, аккумуляторные батареи и электронные коммуникации.
В 2009 году в Корее был создан «Корейский технологический центр промышленности редких металлов» в рамках плана по созданию общегосударственной системы поддержки, которая является одной из мер развития индустрии редкометальных материалов. Это связано с тем, что внутренняя структура промышленности редких металлов зависит от зарубежных стран, и поскольку для обеспечения устойчивой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности в будущем необходима промышленная структура эффективного цикла, возникла необходимость в создании центрального учреждения, которое будет систематически и последовательно способствовать развитию данной отрасли. Целью создания центра является создание совместной исследовательской базы и разработка технологий для накопления ресурсов редких металлов, их переработки в материалы, разработки технологий переработки и развития смежных отраслей. Центр работает над выбором стратегических редких металлов, разработкой дорожной карты развития технологий для выявления ключевых технологических задач, а также разработкой комплексной политики для реализации самообеспеченности ресурсами редких металлов. На сегодняшний день центр поддерживает базу испытаний/анализа редких металлов и соответствующую инфраструктуру, а также реализует образовательные программы по развитию промышленных кадров и специалистов, а также программы международного сотрудничества для обмена технологиями.
В мае этого года Национальное собрание приняло поправку к «Закону о специальных мерах по повышению конкурентоспособности в отраслях материалов, деталей и оборудования, и стабилизации цепочки поставок». В поправке говорится, что министр торговли, промышленности и энергетики может выбирать в качестве объектов для стабилизации цепочки поставок такие товары в отраслях материалов, деталей и оборудования, которые сильно зависят от импорта из конкретной страны или оказывают значительное влияние на национальную экономику. Кроме того, поправка предусматривает создание основы для поддержки, необходимой для укрепления возможности реагирования цепочки поставок корейских компаний, таких как разработка технологий, строительство производственных объектов, диверсификация источников импорта, а также зарубежные слияния и поглощения. Введение в действие будет завершено в середине декабря этого года, учитывая основу для создания и эксплуатации системы раннего предупреждения в цепочке поставок (EWS) и мер по укреплению инфраструктуры анализа цепочки поставок и реагирования, таких как создание «Центра цепочки поставок иромышленности материалов, деталей и оборудования» и «Национального центра редких металлов».
В качестве способа решения проблемы цепочки поставок предлагаются такие меры, как «накопление запасов редких металлов», «развитие технологии переработки» и «разработка заменителей редких металлов и технологий снижения доли редких металлов», но наиболее прямым решением является «диверсификация цепочки поставок». В процессе диверсификации цепочки поставок Центральная Азия является важным регионом, как регион, богатый ресурсами редких металлов, который, наряду с соседней Россией, является объектом «Новой Северной политики». Поэтому для данного региона сотрудничество с Кореей создает большое количество возможностей эффективного использования ресурсов редких металлов. Представительные горнодобывающие страны Центральной Азии, такие как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Кыргызстан, меняют свою прежнюю закрытую внешнюю политику на стратегии открытости и привлечения инвестиций, становясь странами, которые предоставляют возможности для диверсификации цепочек поставок странам-потребителям ресурсов.
Как известно, ситуация с освоением ресурсов в Центральной Азии не всегда позитивна. Хотя масштаб ресурсов велик, для разработки новых месторождений обычно требуются высокие затраты, и, хотя между странами региона есть различия, можно сказать, что инвестиционный риск все ещё высок, так как в соответствующих законах и системах существуют нестабильные факторы. Корея испытывает особые трудности с логистикой крупногабаритной и тяжелой руды в не имеющем выхода к океану центральноазиатском регионе, поэтому редкие металлы из Центральной Азии можно рассматривать как способ диверсификации цепочки поставок для ресурсной безопасности, а не коммерческой выгоды.
В последнее время Корея среди стран региона укрепляет сотрудничество с Узбекистаном с целью расширения цепочки поставок редких металлов. Это сотрудничество считается символическим примером «сотрудничества в области редких металлов между Кореей и Центральной Азией». В этом году исполняется 31 год со дня установления дипломатических отношений между двумя странами, которые с 1992 года заложили прочную правовую основу для сотрудничества посредством проведения более чем 20 переговоров на высоком уровне. Страны также участвуют в различных проектах, в таких сферах как сельскохозяйственная техника, энергетика, строительство заводов и электростанций, а также автомобильные детали и автозапчасти. В Узбекистане ведут бизнес около 910 корейских компаний, в том числе в сфере электроники, связи и финансов. Что касается редких металлов, Узбекистан является шестой по величине страной в мире по запасам вольфрама, а также богат ключевыми минеральными ресурсами, такими как молибден и др. В частности, начиная с советских времен, Узбекистан служил центром хранения и управления важной информацией о геологических ресурсах, такой как разведка месторождений полезных ископаемых и геологические карты всех регионов Центральной Азии. Национальный комитет по геологическим ресурсам, который был агентством при президенте Узбекистана, в 2023 году был преобразован в Министерство горнодобывающей промышленности и геологии в результате перестановок в кабинете министров, и с тех пор управляет Навоийским горно-металлургическим комбинатом и Алмалыкским горно-металлургическим комбинатом, которые добывают основные полезные ископаемые и сырье в Узбекистане сегодня. Правительство Узбекистана, которое с 2019 года работает над созданием проекта «Цифровые базы данных о геологических ресурсах» пяти стран Центральной Азии в сотрудничестве с Кореей, начало реализовать проект по созданию пилотной производственной линии в «Корейско-Узбекистанском центре редких металлов» во второй половине 2023 года, после примерно 5 лет подготовки.
На базе «Корейско-Узбекистанского центра редких металлов», который открылся в апреле 2019 года, обе страны содействуют взаимовыгодному сотрудничеству путем диверсификации цепочки поставок редких металлов Кореей и индустриализации материалов и деталей из редких металлов с высокой добавленной стоимостью Узбекистаном. Еще до реорганизации глобальной цепочки поставок Корея превентивно разрабатывала новые стратегии логистических цепочек, например, создание производственной цепочки поставок в целевом регионе Новой Северной политики.. Узбекистану также необходимо было сотрудничество с Кореей, чтобы занять свое положение в глобальной производственной среде, найти стабильных партнеров, которым он сможет предоставить ресурсы и сформировать производственно-сбытовую цепочку. Таким образом, можно было разработать план сотрудничества, который был бы полезен как Корее, так и Узбекистану. Узбекистан добывает ресурсы путем модернизации производства через два монопольных государственных предприятия — АГМК (Алмалыкский горно-металлургический комбинат) и НГМК (Навоийский горно-металлургический комбинат). Алмалыкский горно-металлургический комбинат - единственная компания в Узбекистане, которая производит медь, а также 90% серебра и 20% золота, и, как известно, ее общий объем продаж в 2020 году составил 2,35 миллиарда долларов. Эта сумма эквивалентна примерно 1,8% от общего ВВП Узбекистана только за счет прямых вкладов.Навоийский горно-металлургический комбинат эксклюзивно управляет экспортом урана из Узбекистана и входит в десятку крупнейших производителей золота в мире, на его долю приходится 85% производства золота. Алмалыкский горно-металлургический комбинат и Навоийский горно-металлургический комбинат также продвигаются в таких областях бизнеса, как минеральные ресурсы, строительство и оборудование, текстильная и прядильная промышленность и драгоценные металлы и др.
Алмалыкский горно-металлургический комбинат, который сотрудничает с Кореей в области цепочки поставок редких металлов, состоит из интегрированного горно-обогатительного и нефтеперерабатывающего подразделения с развитой в Узбекистане внутренней инфраструктурой, в которой работает более 36 тысяч человек. Комбинат имеет более чем 60-летнюю историю и является одним из крупнейших и важных предприятий в Узбекистане. Пять горнодобывающих станций, пять горнообогатительных комбинатов и два металлургических завода производят катодную медь, золото, серебро, цинк и другие металлы, а также медные трубы, катанку, молибден, селен, теллур, рений ферраната аммония, вольфрам, и т. д. Кроме того, Алмалыкский горно-металлургический комбинат производит керамическую продукцию, такую как огнеупоры, и поставляет ее на свои заводы.
В рамках сотрудничества с Алмалыкскиим горно-металлургическим комбинатом Корея поддерживает строительство опытно-промышленных испытательных установок для коммерциализации продукции компании, и в случае кризиса в цепочке поставок Корея сможет получить приоритетные поставки редкого металла из Узбекистана. С этой целью реализуются такие проекты, как поставка отечественного оборудования, международные совместные исследования, подготовка профессиональных кадров на уровне магистратуры и докторантуры, обмен экспертной информацией и т.д. Согласно анализу, прогнозируется, что выгоды, которые могут быть получены благодаря продвижению этого проекта, примерно в 1,27 раза превышают вложенные затраты. Другими словами, ожидается, что это будет совместный проект, который может дать значительный эффект по отношению к затратам. Кроме того, учитывая ценности, которые не могут быть конвертированы в деньги, такие как укрепление доверия между двумя странами, положительное влияние на другие отрасли экономики и повышение глобальной осведомленности, ожидается, что косвенное влияние, созданное благодаря этому проекту, также будет значительным.
Нужно признать, что в глобальной экономической реальности диверсификация цепочки поставок редких металлов является скорее необходимостью, а не опциональным вариантом. Вот почему необходимо тщательно наладить систему сотрудничества с несколькими странами, чтобы поддерживать общий спрос, даже если он будет небольшим. Если мы будем ставить во главу угла только интересы нашей страны, мы не сможем убедить страны с ресурсами редких металлов, находящиеся в разных экономических условиях. Как и в случае с Узбекистаном, сначала необходимо предлагать стратегии, отражающие экономическую ситуацию каждой страны, чтобы выдвинуть ценные идеи, которые могут способствовать социальному и экономическому росту в обеих странах.