Актуальные вопросы и планы сотрудничества в области климата и зеленого развития между Кореей и странами Центральной Азии
Ли Сын Ён, руководитель регионального офиса
Глобального института зеленого роста (GGGI) в Узбекистане
Центральная Азия и климатический кризис
В силу своих географических и климатических особенностей Центральная Азия остается регионом, сильно подверженным воздействию последствий изменения климата. Глобальное потепление вызывает изменение режима осадков и ускоренное таяние ледников, что ведет к проблемам с водными ресурсами, наводнениям, деградации и опустыниванию земель, а урбанизация, в свою очередь, способствует загрязнению воздуха и стремительному росту выбросов парниковых газов. Все эти проблемы представляют собой серьезную угрозу не только для окружающей среды, но и для местной экономики, безопасности и общества в целом. Кроме того, недостаток воды для орошения, необходимой для сельского хозяйства, может спровоцировать конфликты между странами, расположенными выше и ниже по течению рек. Также возможны споры по поводу сокращающейся площади пахотных земель вследствие деградации почв. Использование ископаемого топлива для отопления в зимний период и увеличение количества транспортных средств в крупных городах привели к резкому ухудшению качества воздуха. 27 января 2025 года Ташкент занял первое место в мировом рейтинге городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха, так как концентрация вредных веществ PM2.5 в столице достигла 184 мкг/м³, что в 36,8 раза превышает рекомендации ВОЗ (KUN.UZ). Таким образом, климатические и экологические проблемы напрямую связаны с вопросами выживания и безопасности населения, что требует срочных действий со стороны правительств и повышенного внимания со стороны международного сообщества.
Ответы правительств стран Центральной Азии на климатический кризис и укрепление регионального сотрудничества
В ответ на климатический кризис правительства стран Центральной Азии расширяют политические меры, устанавливая в рамках Парижского соглашения национальные цели по сокращению выбросов парниковых газов, разрабатывая планы по достижению углеродной нейтральности и национальные планы адаптации, а также интегрируя принципы климатической устойчивости в своих среднесрочных и долгосрочных национальных стратегиях развития. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев объявил 2025 год Годом охраны окружающей среды и «зеленой» экономики, подчеркнув тем самым важность защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата. В феврале текущего года он подписал указ, предназначенный для активного осуществления государственной политики и программ по переходу на «зеленую» экономику. Президент также демонстрирует твердое лидерство в вопросах изменения климата и выступает инициатором регионального сотрудничества в этой области.
4–5 апреля под эгидой Узбекистана прошел Самаркандский международный климатический форум, приуроченный к саммиту «Центральная Азия – Европейский союз». В мероприятии приняли участие президенты, министры, заместители руководителей профильных ведомств пяти стран Центральной Азии, а также председатель Европейской Комиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Европейского совета Антониу Кошта и высокопоставленные представители международных организаций, которые подчеркнули необходимость укрепления межрегионального и внутрирегионального сотрудничества в области противодействия климатическим изменениям. На форуме, прошедшем на тему «Глобальные климатические проблемы и Центральная Азия – консолидация ради общего процветания», лидеры стран региона призвали к активному сокращению выбросов парниковых газов, расширению использования возобновляемых источников энергии, совместному управлению водными ресурсами и увеличению объемов климатического финансирования. Европейский союз, понимая, что изменение климата напрямую влияет на экономику и безопасность региона, подтвердил приверженность дальнейшему укреплению климатического партнерства с Центральной Азией. В рамках диалога высокого уровня генеральный директор GGGI Ким Сан Хёп высоко оценил потенциал региональной консолидации, поделился опытом Кореи в области «зеленого» роста, и выразил готовность оказывать поддержку по новым направлениям, таким как водородная энергетика, углеродное финансирование и применение ИИ в климатических инициативах. Учитывая успех форума и высокий интерес участников, он может стать регулярной платформой для укрепления регионального сотрудничества в сфере климата.
Климатический кризис как возможность для «зеленого» роста: направления сотрудничества между Кореей и странами Центральной Азии в области климата и «зеленого» роста
Сотрудничество между Кореей и странами Центральной Азии в области климата и «зеленого» роста пока еще находится на начальной стадии, однако существует большой потенциал его развития за счет активизации государственно-частного партнерства. В частности, если рассматривать меры реагирования на изменение климата не только как инструмент защиты окружающей среды, но и как стимул для экономического роста, открываются широкие возможности для сотрудничества. Подчеркивая важное значение регионального сотрудничества и поддержки со стороны международного сообщества, в Концепции «Зеленого развития Центральной Азии», представленной в рамках Самаркандского климатического форума, обозначены приоритетные направления «зеленого» развития: зеленая энергетика и энергоэффективность, рациональное управление водными и земельными ресурсами, устойчивое развитие городов и промышленности, внедрение экологически чистых агротехнологий, устойчивый туризм, поддержка здравоохранения и предотвращение климатической миграции.
На фоне укрепления политической воли и активных усилий правительств стран Центральной Азии в деле изменения климата и «зеленого» развития, возрастает значимость роли правительства Республики Корея в расширении обменов с регионом. Среди пяти стран региона Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан были определены в качестве приоритетных стран-партнеров в рамках корейской программы ОПР, что создает основу для поиска совместных проектов в различных областях, связанных с вопросами климата и экологии, таких как энергетика, промышленность, транспорт, городское развитие и адаптация к изменению климата. Кроме того, вступившее в силу в ноябре 2023 года Рамочное соглашение между Кореей и Узбекистаном о сотрудничестве в области изменения климата закладывает фундамент для достижения национальных целей обеих стран по сокращению выбросов парниковых газов и реализации соответствующих проектов в различных сферах. Опираясь на эти проекты межправительственного сотрудничества и политическую поддержку, необходимо также активно продвигать меры по стимулированию участия частного сектора и искать пути сотрудничества с международными организациями в смежных областях при необходимости.
Приоритеты сотрудничества по вопросам изменения климата и «зеленого» развития и перспективы государственно-частного партнерства
Наиболее перспективными для сотрудничества в области изменения климата и «зеленого» развития являются следующие направления. Во-первых, это проекты по сокращению выбросов парниковых газов, связанные с системой торговли квотами на выбросы. В этом году требуются новые национально определяемые вклады, известные как «ОНУВ 3.0», и многие страны пересматривают свои цели по сокращению выбросов в сторону повышения. Для Кореи приоритетом становится активное продвижение международных проектов сокращения выбросов, чтобы достичь своей повышенной цели (около 13% от общего объема сокращения) за счет торговли квотами в рамках Статьи 6 Парижского соглашения. Некоторые оперативные корейские компании уже реализуют проекты в Центральной Азии по использованию источников возобновляемой энергии, утилизации отходов и другим направлениям сокращения выбросов, однако из-за недостаточно развитой нормативно-правовой базы сохраняется высокая неопределенность в отношении обмена углеродными кредитами. Несмотря на вступление в силу в 2023 году соглашения о сотрудничестве между Кореей и Узбекистаном в области изменения климата, последующие шаги практически не предпринимались. Хотя и с некоторым опозданием, с 2026 года при поддержке KOICA планируется запуск проекта, направленного на поддержку Узбекистана в выполнении обязательств по Парижскому соглашению и поиске механизмов сотрудничества на основе Статьи 6. Это позволит сформировать институциональную основу и систему управления для двустороннего взаимодействия и выявить перспективные проекты в формате государственно-частного партнерства, что в конечном итоге будет способствовать достижению целей обеих стран по сокращению парниковых газов.
Во-вторых, это сотрудничество в сфере энергетики. За исключением Кыргызстана и Таджикистана, где гидроэнергетика обеспечивает более 90% всей вырабатываемой электроэнергии, остальные три страны региона в значительной степени зависят от ископаемых видов топлива, таких как природный газ и уголь. В связи с этим, Узбекистан наметил цель увеличить долю возобновляемых источников энергии до 54% к 2030 году, а Казахстан – до 15% к 2030 году и 50% к 2050 году. Центральная Азия обладает большим потенциалом не только в сфере солнечной и ветровой энергетики, но и в производстве чистого водорода. В процессе развития «зеленого» водорода, особое внимание также следует уделить огромному потенциалу региона для производства «голубого» водорода, получаемого из природного газа с улавливанием и хранением углерода. Кроме того, наряду с развитием возобновляемой энергетики, в регионе наблюдается высокий спрос на технологии повышения энергоэффективности, а также острая необходимость внедрения электромобилей из-за нехватки топлива в зимний период и проблем с загрязнением воздуха. В настоящее время Китай расширяет свое присутствие на рынке электромобилей, что делает сферу «зеленого» транспорта привлекательной для международного сотрудничества.
В-третьих, это сфера управления водными ресурсами. В условиях ограниченности водных ресурсов в регионе особенно актуальны их рациональное распределение и эффективное управление на основе регионального сотрудничества. Опыт и политика Кореи в области водного управления, а также ее «зеленые» технологии могут внести значительный вклад в решение этих задач. В настоящее время в рамках программы ОПР Министерства окружающей среды Республики Корея реализуются проекты в Кыргызстане и Узбекистане, направленные на создание интеллектуальной системы управления водными ресурсами и предотвращения стихийных бедствий в условиях изменения климата. В рамках этих проектов предпринимаются усилия по укреплению климатической устойчивости и продвижению «зеленого» роста за счет разработки соответствующей политики, внедрения системы раннего оповещения и строительства инфраструктуры для защиты от наводнений в приграничных районах двух стран. Таким образом, ожидается передача корейских «умных» и «зеленых» технологий в страны региона.
Последнее направление – это климатическое финансирование. Для достижения целей по сокращению выбросов парниковых газов и реализации национальных планов по адаптации требуются значительные финансовые ресурсы. Согласно данным Climate Policy Initiative (2024), несмотря на экономический спад, вызванный пандемией COVID-19, объем глобального климатического финансирования неуклонно вырос и достиг 1,46 трлн долларов в 2022 году. Тем не менее, географическое распределение этих инвестиций остается крайне неравномерным: в 2021–2022 годах в Центральную Азию и Восточную Европу поступало в среднем лишь 35 млрд долларов, что составляет менее 3% от общего объема. В условиях, когда потребность в инвестициях существенно превышает объем инвестиций, возникает необходимость внедрения различных финансовых инструментов, включая зеленые облигации и механизмы смешанного финансирования, сочетающие традиционные средства ОПР, заемные средства от двусторонних и многосторонних финансовых учреждений и частные инвестиции. В рамках инвестиционного проекта «зеленой реабилитации для преодоления последствий кризиса Аральского моря», реализуемого KOICA c 2021 года, во второй половине прошлого года при технической поддержке GGGI местные банки Узбекистана (SQB, Agrobank) успешно осуществили выпуск устойчивых и зеленых облигаций на общую сумму 1 млрд долларов на Лондонской фондовой бирже. Привлеченные средства будут инвестированы в зеленые проекты как в регионе Аральского моря, так и по всей территории страны, что представляет собой значительный шаг в направлении «зеленого» перехода Узбекистана и демонстрирует потенциал привлечения крупных международных частных инвестиций через программы ОПР. С другой стороны, страны Центральной Азии продолжают сталкиваться с трудностями при привлечении финансирования из таких источников, как Зеленый климатический фонд (GCF), в основном из-за недостаточной готовности инвестиционных проектов и ограниченного потенциала их реализации. В этой связи необходимо срочно развивать партнерство между государственными и частными организациями, обладающими соответствующими компетенциями в проектной подготовке. Поскольку большинство международных финансовых организаций, включая GCF, требуют софинансирования для большей части проектов по снижению выбросов, за исключением некоторых проектов по адаптации к изменениям климата, важно создавать такие структуры проектов, которые одновременно обеспечивают общественную значимость и инвестиционную привлекательность.
Заключение
Усугубляющийся климатический кризис – это неотложная задача, которую предстоит решить наше поколение, но в то же время это может стать возможностью для развития будущих поколений. Осознавая это, правительства стран Центральной Азии укрепляют региональное сотрудничество в области изменения климата и «зеленого» роста и активизируют взаимодействие с внешними партнерами, включая ЕС и Китай. Республика Корея, обладая передовым опытом развития и технологиями, должна активно развивать проекты сотрудничества в регионе на основе доверия и устойчивых связей, построенных за более чем 30 лет дипломатических отношений со странами Центральной Азии. Для достижения этой цели требуется стратегическое партнерство между государственными и частными секторами, а при необходимости целесообразно наладить эффективное взаимодействие с региональными и международными организациями.