메인메뉴 바로가기본문으로 바로가기

30 лет экономического сотрудничества между Республикой Корея и Центральной Азией: оценка и будущие задачи

  • Составитель Ли Санг Джун
  • Дата регистрации Aug 25, 2022

30 лет экономического сотрудничества между Республикой Корея и Центральной Азией: оценка и будущие задачи

 

Ли Санг Джун(Университет Кукмин)

 

Результаты экономического сотрудничества между Республикой Корея и Центральной Азией

 

В 1992 году, когда Южная Корея и пять стран Центральной Азии установили дипломатические отношения, общий объем торговли между двумя сторонами составлял всего 18 млн. долл., но к 2021 году этот показатель увеличился примерно в 280 раз, составив 5,288 миллиарда долларов. Объем торговли в 2019 году, незадолго до начала пандемии COVID-19, составил 6,728 миллиарда долларов, что в 355 раз больше, чем на момент установления дипломатических отношений. Общая сумма, которую Южная Корея инвестировала в пять стран Центральной Азии за последние 30 лет, составляет 3,596 миллиарда долларов и, учитывая высокие темпы роста торговли, экономическое сотрудничество между Республикой Корея и странами Центральной Азии обладает достаточным потенциалом для преодоления таких трудностей, как пандемия COVID-19 и нарушение глобальных цепочек поставок, случившихся недавно, и существует высокая вероятность того, что объем торговли между Южной Кореей и Центральной Азией достигнет 10 миллиардов долларов в течение следующих пяти лет.

Достижения Южной Кореи в пяти странах Центральной Азии резюмируются следующим образом. Во-первых, Корея внесла существенный вклад в индустриализацию стран Центральной Азии. При поддержке правительства Южной Кореи и с помощью инвестиций корейских компаний Узбекистан смог развить текстильную, автомобильную и нефтехимическую промышленность. Инвестиции и продвижение корейских компаний в финансовую и информационно-коммуникационную отрасли Казахстана дали существенные результаты. Поскольку Кыргызская Республика и Таджикистан недавно стали ключевыми партнерами Южной Кореи по ОПР, в будущем можно ожидать существенного вклада Южной Кореи в индустриализацию и этих стран.

Во-вторых, в отличие от многих развитых стран, опыт которых накапливался с давнего времени и передается в виде закостенелых устоявшихся знаний, опыт индустриализации Кореи был накоплен сравнительно недавно и дает относительно живые и реалистичные знания. Что касается проекта «Сургиль», то освоение ресурсов, создание инфраструктуры и строительство производственной базы осуществлялись поэтапно, и после завершения проекта почти сразу началось серьезное производство, что сделало проект практическим подспорьем для экономики Узбекистана. Благодаря успеху «Сургиль» другие проекты, такие как «Кандым», также смогли развиваться как комплексный проект.

В-третьих, в рамках сотрудничества в целях развития продолжалась поддержка проектов, адаптированных к этапам развития каждой из пяти стран Центральной Азии. Корейское правительство расширило целевые страны для сотрудничества в целях развития в Центральной Азии, включив в их число не только Узбекистан, но также Кыргызстан и Таджикистан. Кроме того, Корея продолжала инициировать проекты, которые вносят существенный вклад в социально-экономическое развитие, такие как индустриализация, региональное развитие и подготовка кадров, в качестве проектов сотрудничества в целях развития с учетом ситуации каждой страны в Центральной Азии.

В-четвертых, поддержка на государственном уровне, включающая проведение Форума сотрудничества «Центральная Азия-Республика Корея» и мероприятия «Караван», надлежащим образом использовалась для улучшения условий для инвестиций и выхода на рынок частных компаний. В частности, Форум сотрудничества «Центральная Азия-Республика Корея», который проводится регулярно более 10 лет, стал единственным форумом, в котором участвуют все пять стран Центральной Азии. Этот форум приглашает лидеров нового поколения из пяти стран Центральной Азии и призывает их участвовать в открытии совместных проектов с Южной Кореей с самого начала, чтобы помочь двустороннему сотрудничеству.

 

Изменения в среде сотрудничества между Южной Кореей и странами Центральной Азии

 

Чтобы преодолеть геополитические неудобства пяти стран Центральной Азии как стран, не имеющих выхода к морю, необходимо продвигать трансграничное сотрудничество, которое помогает построить цепочку добавленной стоимости в регионе. С этой точки зрения изменения в среде сотрудничества также должны активно отражаться в планах будущего партнерства.

Во-первых, в прошлом дорога в Центральную Азию в основном прокладывалась через Россию, но в последнее время создается новый маршрут со строительством транспортных, логистических и энерготранспортных сетей на востоке и западе ЦА, таких как китайский проект «Один пояс, один путь», и Дорожные коридоры ТРАСЕКА, ЦАРЭС ЭС. В ближайшем будущем к Центральной Азии будет вести большее количество дорог. Поскольку Узбекистан активно продвигает реформы и открытость, строится дорога из Центральной Азии в Индийский океан, и с разграничением дна и недр Каспийского моря можно будет прокладывать трубопроводы по дну Каспийского моря.

Во-вторых, хотя Центральноазиатский регион сильно зависит от России и Китая, он прилагает постоянные усилия для поиска альтернатив и находится в поисках выходов к Индийскому океану через такие страны как Иран, Индия и Пакистан. В связи с высокими ценами на нефть и реорганизацией глобальной цепочки поставок энергоресурсов растет интерес к сетям транспортировки энергоресурсов, ведущим в Центральную Азию.

В-третьих, по мере того, как список целевых стран, являющихся для Кореи ключевыми партнерами для сотрудничества в целях развития, расширяется, сотрудничество в целях развития в областях, в которых Корея имеет сильные стороны, должно быть усилено. Центральная Азия одновременно имеет как недостаток, заключающийся в том, что она не имеет выхода к морю, так и преимущество, заключающееся в том, что она находится в самом центре материка. Необходимо четко показать, что недостатки этого региона можно уменьшить, а преимущества можно выделить, если наладить сотрудничество в целях развития с Южной Кореей.

В-четвертых, поскольку пять стран Центральной Азии имеют разные характеристики по таким показателям, как наличие природных ресурсов, отношения с Россией, вопросы трудовых мигрантов и экономика денежных переводов, сотрудничество с каждой страной необходимо развивать в индивидуальном порядке с учетом ее особенностей.

 

Задачи экономического сотрудничества между Южной Кореи и странами Центральной Азии

 

Казахстан принял национальную стратегию развития «Казахстан-2050» и планирует постоянно проводить политику, основанную на таких основных принципах, как справедливая социальная политика, построение доступных и эффективных систем здравоохранения, повышение качества образования, защита интересов народа, разработка новых моделей государственного управления, пропаганда патриотизма, укрепление национальной безопасности, построение диверсифицированной экономики на основе инноваций, дипломатия в целях развития экономики и торговли, сбалансированное развитие территории страны и др. С этой целью также были разработаны «Нурлы Жол 2020-2025» по строительству транспортно-логистической инфраструктуры, «Госпрограмма индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы» по разработке производственных технологий, расширению видов производственных товаров и цифровизации, и госпрограмма «Цифровой Казахстан 2018-2022» для развития отрасли ИКТ и поддержки стартапов в цифровой сфере. Правительство Казахстана пытается диверсифицировать отрасли промышленности, привлечь необходимые инвестиции и интегрировать казахстанскую экономику в глобальную цепочку создания стоимости. Перспективные области сотрудничества Казахстана включают не только возобновляемые источники энергии, такие как солнечная, ветровая и гидроэнергетика, но сюда также входят сельское хозяйство, транспортная инфраструктура, система очистки воды и сточных вод, городское развитие, в том числе и модернизация Нур-Султана и система «умный город», модернизация сельского хозяйства и цифровое кочевничество, передача технологий, подходящая для этапа промышленного развития и глобальной цепочки создания стоимости, участие в развитии рынка логистической инфраструктуры и расширении торговли, передовая и тыловая промышленность, связанные с инфраструктурой, области комбинирования аппаратного и программного обеспечения и финансовые рынки и т. д.

Политика правительства Узбекистана направлена на оживление частных инвестиций путем улучшения деловой среды и обеспечения экономической либерализации наряду с улучшением секторов здравоохранения и медицины. В 2022 году Узбекистан планирует максимально повысить темпы экономического роста и стабильно управлять бюджетным дефицитом. Также он стремится как можно скорее завершить переговоры о вступлении в ВТО и будет продвигать взвешенную политику внешнеэкономического сотрудничества. Перспективные области сотрудничества с Узбекистаном включают модернизацию текстильного технопарка, использование в качестве сырья для текстильной промышленности нефтехимических экстрактов, произведенных в Сургиле, модернизацию самой текстильной промышленности, развитие нового «умного города», объединение цепочек создания стоимости в программном обеспечении ИТ и игровых полях, введение единой системы, охватывающей сельскохозяйственное производство-хранение-распределение-карантин-экспорт, cовместный комплексный бизнес по типу проекта «Сургиль», ориентированный на разработку ресурсов, создание инфраструктуры и производство, солнечную энергетику и смежные области, развитие индустрии раскопок и переработки редкоземельных элементов, проект CASA 1000 по соединению энергетических систем Центральной Азии с энергосистемой Южной Азии и модернизацию электросетей, сотрудничество по совершенствованию системы логистики на основе цифровых технологий, углубление сотрудничества между университетами и высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, создание системы сотрудничества в области НИОКР для построения инновационной экономики и сотрудничества в новой энергетической отрасли и др.

Сотрудничество с Туркменистаном также требует тесного взаимодействия между правительствами и последующих мер, чтобы можно было закрепить результаты дипломатического сотрудничества на высшем уровне. Программа делового сотрудничества между Южной Кореей и Туркменистаном, в которой участвуют государственный и частный секторы обеих стран, должна быть реализована на практике. Сферы, в которые правительство Туркменистана надеется привлечь иностранные инвестиции, включают строительство химических заводов, строительство транспортных инфраструктур (аэропортов, портов, железных дорог, автомобильных дорог и т. д.), строительство систем связи, развитие жилищного строительства и промышленности строительных материалов, а также модернизацию сельского хозяйства. Также возможно сотрудничество в области преобразования энергии. Из-за пустынного климата высок инвестиционный потенциал Туркменистана в альтернативных энергетических отраслях, таких как солнечная и ветровая энергетика, и правительство страны также заинтересовано в этом. Необходимо стратегическое сотрудничество с привлечением ОПР и EDCF (Фонд экономического развития и сотрудничества) Южной Кореи, и необходимо предпринять совместные усилия для получения новых проектных заказов с использованием различных финансовых средств, таких как МБР.

Кыргызская Республика была недавно включена в список целевых стран для проекта ОПР Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA). Активно продвигались проекты KOICA по поддержке регионального развития (улучшение сельской инфраструктуры, укрепление потенциала жителей, подготовка основы для участия малообеспеченных слоев населения и т. д.) и сотрудничество в целях развития для максимизации эффекта помощи для торговли (ПТ). Кроме того, Кыргызская Республика стремится к легализации теневой экономики, обеспечению налоговых поступлений, улучшению качества жизни людей и искоренению коррупции за счет внедрения электронного правительства, поэтому существует высокая возможность сотрудничества в этой области. Кыргызская Республика выбрала региональное развитие в качестве одной из своих национальных стратегий развития, сосредоточив внимание на развитии сельских районов за счет увеличения доходов фермерских хозяйств. В ответ на политические требования Кыргызской Республики Южная Корея продвигает различные проекты сотрудничества в целях развития, такие как проекты «Сэмауль (новая деревня)» Министерства государственного управления и безопасности Республики Корея и разных органов местного самоуправления, пилотный проект регионального развития на основе «Сэмауль» и проект поддержки политики органического сельского хозяйства KOICA, азиатская инициатива сотрудничества в области продовольствия и сельского хозяйства (AFACI) Корейской администрации сельского развития и т.д. Таким образом будет возможно развивать систематическое и комплексное сотрудничество в области сельского хозяйства в таких областях, как передача передовых сельскохозяйственных технологий Кореи, развитие сельскохозяйственных технологий фермеров и увеличение доходов фермерских хозяйств в Кыргызстане и т. д.

В «Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 года» представлены политические цели для каждого из основных секторов. В качестве крупных общегосударственных задач в ней предлагаются такие цели, как повышение энергоэффективности (строительство гидроэлектростанций, расширение сети электропередач, возобновляемые источники энергии), укрепление продовольственной безопасности (повышение качества семян, «умная ферма» и т. д.), диверсификация промышленности (ИТ, текстиль, электроника, здравоохранение и т. д.), расширение социальных накладных расходов (автодороги, железная дорога, национальные сети связи и др.) Корейскому правительству и компаниям следует учитывать конкретные стратегии, представленные для реализации вышеуказанных целей. Однако в то же время необходимо разрабатывать и реализовывать стратегию сотрудничества с учетом уровня промышленного развития, уровня жизни людей и рыночного спроса этой страны. Будущее экономическое сотрудничество между двумя странами должно распространиться на такие области, как разработка водных и редких полезных ископаемых, энергетика, авиация, здравоохранение, туризм и переработка сельскохозяйственной продукции. Премьер-министр Таджикистана К. Расулзада подчеркнул важность эффективного использования и освоения водных ресурсов и выразил надежду на заинтересованность и участие корейских компаний в этой сфере.

 

Разделение видения экономического сотрудничества между Республикой Корея и странами Центральной Азии и усиление поддержки на уровне правительства

 

Детали экономического сотрудничества между Южной Кореей и Центральной Азией могут корректироваться. Поэтому самое главное, чтобы обе стороны разделяли видение сотрудничества. Стремясь к будущему росту, нужно достичь общего процветания, и, используя близость и дружественные отношения между Южной Кореей и центральноазиатским регионом, необходимо сотрудничать, чтобы этот регион мог превратиться из транспортного коридора в экономический коридор. Кроме того, не следует останавливаться в процессе расширения списков ключевых стран-партнеров и необходимо постоянно открывать новые проекты по сотрудничеству в целях развития. Для этого необходимо усилить поддержку на правительственном уровне в Корее и странах Центральной Азии. Для укрепления системы сотрудничества на правительственном уровне Форум сотрудничества «Центральная Азия-Республика Корея», мероприятия «Караван» и проекты сотрудничества по регионам нового правительства Южной Кореи должны осуществляться в тесной кооперации. Также следует приложить усилия для сбора различных мнений от соответствующих экспертов, например, от представителей местных дипломатических миссий и бывших послов, старших советников, работающих на рынке Центральной Азии, от центров образования при Посольстве Республики Корея, от действующих в Центральной Азии корейских компаний, исследовательских институтов, от секретариата Форума сотрудничества «Центральная Азия-Республика Корея», от экспертов из академических кругов, от корейских малых и средних предприятий и др. Основываясь на оценках практической реализации крупных проектов сотрудничества для каждой страны ЦА и мер, принятых в продолжение заключения Меморандума о взаимопонимании, подписанного во время визита президента, необходимо приложить все усилия для определения новой повестки дня. Также необходимо иметь в виду создание двусторонних и многосторонних систем финансовой поддержки, создание окон поддержки корейских малых и средних предприятий в правительствах Центральной Азии и развитие бизнес-проектов, связанных с вовлечением корейских соотечественников, вливающихся в корейское сообщество после выезда из ЦА.

전체메뉴

전체메뉴 닫기