메인메뉴 바로가기본문으로 바로가기

Колонка эксперта

30 лет дипломатических отношений на высшем уровне между Республикой Корея и Центральной Азией: оценка и задачи

  • Составитель Ко Джэ Нам
  • Дата регистрации Jul 29, 2022

30 лет дипломатических отношений на высшем уровне между Республикой Корея и Центральной Азией: оценка и задачи

 

Ко Джэ Нам (Директор Института Евразийской политики Республики Корея)

 

В текущем году исполняется 30 лет с момента установления дипломатических отношений между Южной Кореей и пятью странами Центральной Азии. Внешняя политика Республики Кореи на высшем уровне в отношении Центральной Азии, которая началась с визита президента Ким Ён Сама в Узбекистан в июне 1994 года, активизировалась благодаря повышению осведомленности о стратегической ценности Центральной Азии и наращиванию значения дипломатии в области энергетики и природных ресурсов. Обмены на высшем уровне между Кореей и Центральной Азией в значительной степени способствовали развитию реального экономического сотрудничества, а также дружественного взаимодействия.

Пандемия коронавируса, возвращение талибов к власти в Афганистане, вторжение России на Украину и кровопролитные протесты в Казахстане оказали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику стран Центральной Азии, что в свою очередь создает возможности и вызовы для внешней политики Южной Кореи в отношении Центральной Азии. В настоящей статье автор рассматривает стратегическую ценность Центральной Азии как фактор, способствующий развитию внешней политики Республики Корея на высшем уровне в отношении данного региона, а затем пробует представить оценку дипломатических стратегий, которые осуществлялись предыдущими правительствами Южной Кореи в отношении Центральной Азии, и предложить политические задачи на будущее.

 

Стратегическая ценность Центральной Азии во внешней политике Республики Корея

 

Стратегическая ценность Центральной Азии, которая сильно повлияла на дипломатию Южной Кореи на высшем уровне в отношении центральноазиатского региона, заключаются в следующем.

Во-первых, Центральная Азия является важным регионом для диверсификации сфер, связанные с энергетическими и минеральными ресурсами, необходимыми для «устойчивого экономического развития» Южной Кореи.

Во-вторых, Центральная Азия обладает высоким потенциалом в качестве нового экспортного рынка и региона для инвестиций, необходимых для постоянного развития экономики Южной Кореи. Вместе с тем, ЦА может использоваться в качестве передовой базы для расширения экономического сотрудничества с другими регионами, такими как бывшие республики СССР, Европа, Ближний Восток и Юго-Западная Азия и т.д. Несмотря на различия во внутренних экономических условиях между странами-экспортерами энергоносителей и странами, не экспортирующими энергоносителей, таких как темпы экономического роста, национальный доход и инфляция, в Центральной Азии с конца 1990-х годов наблюдается экономический рост, и считается, что тенденция к росту сохранится в средне- и долгосрочной перспективе. Кроме того, экономические и промышленные структуры Центральной Азии и Южной Кореи скорее дополняют друг друга, а не конкурируют.

В-третьих, Центральная Азия является очень важным регионом в процессе расширения дипломатических горизонтов, поскольку правительство Республики Корея как небольшого, но сильного государства, одного из ключевых игроков на международной арене, стремится к тому, чтобы усиливать свою роль и увеличивать вклад в дело достижения глобального мира и процветания. Страны Центральной Азии имеют недолгую историю становления членами международного сообщества в качестве независимых суверенных государств. Поэтому данные государства прилагают усилия для развития двусторонних и многосторонних дружественных и партнерских отношений со странами всего мира на основе новых внутренних и внешних реалий.

В-четвертых, после приобретения независимости страны Центральной Азии создали различные механизмы многостороннего регионального партнерства или участвовали в многосторонних региональных структурах, созданных внерегиональными странами. Таким образом, Центральная Азия является важным регионом, с которым корейское правительство может поделиться опытом и ноу-хау многостороннего регионального сотрудничества в реализации создания структур по безопасности Северо-Восточной Азии и Восточной Азии.

В-пятых, Центральная Азия — это географическое пространство, которое может способствовать культурному и творческому сотрудничеству, распространяя глобальную волну корейской культуры «Халлю» (корейская волна). Распространение «Халлю» в Центральной Азии сможет захватить не только сферу культуры и искусства, но будет в значительной степени способствовать расширению сотрудничества в торгово-экононмической сфере, например, за счет продвижения корейских товаров.

В-шестых, после распада Советского Союза Центральная Азия превратилась в зону борьбы за гегемонию между такими крупными игроками, как Россия, США, Китай, Индия и ЕС. Поэтому, анализируя стратегии этих крупных регионов в отношении Центральной Азии, правительство Южной Кореи может понять их глобальные стратегии, а также их влияние на ситуацию в Северо-Восточной Азии.

 

Оценка внешней политики на высшем уровне предыдуших правительств в отношении Центральной Азии

 

Правительство Ро Дэ У (1988-1993) установило дипломатические отношения с новыми независимыми странами Центральной Азии в начале 1992 г. после распада СССР в конце 1991 г., но со своей стороны не проводило визитов на высшем уровне в Центральную Азию. Однако в ноябре 1990 года администрация Ро Дэ У пригласила президента Казахстана Н. Назарбаева в Республику Корея, заложив основы для политического, дипломатического и экономического сотрудничества между двумя странами. Кроме того, администрация Ро Дэ У установила дипломатические отношения с Узбекистаном 29 января 1992 года и провела встречу на высшем уровне, пригласив в Корею президента И. Каримова в июне того же года, что способствало вложению в Узбекистан инвестиций корейских компаний, как DaewooMotors.

Как упоминалось выше, правительство Ким Ён Сама (1993-1998) положило начало дипломатическим отношениям с Центральной Азией на высшем уровне во время визита президента Республики Корея в Узбекистан в июне 1994 года. Несмотря на снижение дипломатического интереса к странам Центральной Азии из-за начала первого северокорейского ядерного кризиса и формирование принципа приоритетности внутренних политических и экономических реформ, правительство Ким Ён Сама уделяло большое внимание экономическому сотрудничеству со странами Центральной Азии. В результате президент Узбекистана И. Каримов в феврале 1995 г. и президент Казахстана Н. Назарбаев в мае того же года и президент Кыргызстана А. Акаев в июне 1997 г. посетили Южную Корею и провели встречи на высшем уровне с президентом Ким Ён Самом, стремясь расширить двустороннее сотрудничество в различных областях.

 

<Таблица> Двусторонние обмены на высшем уровне между Южной Кореей и тремя странами Центральной Азии (без указания должностей)

Узбекистан

Казахстан

Туркменистан

Визиты в ЦА

1994. 6. Ким Ён Сам

2005. 5. Ро Му Хён

2009. 5. Ли Мён Бак

2011. 8. Ли Мён Бак

2014. 6. Пак Кын Хе

2019. 6. Мун Чжэ Ин

2004. 9. Ро Му Хён

2009. 5. Ли Мён Бак

2011. 8. Ли Мён Бак

2012. 9. Ли Мён Бак

2014. 6. Пак Кын Хе

2019. 4. Мун Чжэ Ин

2014. 6. Пак Кын Хе

2019. 6. Мун Чжэ Ин

Визиты в РК

- И. Каримов 8 раз

(1992. 6; 1995. 2; 1999. 10; 2006.3; 2008. 2; 2010. 2; 2015. 5)

- Ш. Мирзиеёв 2 раза (2017. 11; 2021. 12)

- Н. Назарбаев 6 раз

(1990. 11; 1995. 5; 2003. 11; 2010. 4; 2012. 3; 2016. 11)

- Южнокорейско-казахстанский саммит в ходе Пекинской олимпиады(2008) и Саммита G20 в Санкт-Петербурге(2013)

- К-Ж. Токаев 1 раз (2021. 8)

- Г. Бердымухамедов 2 раза (2008. 11; 2015. 5)

- Южнокорейско-туркменский саммит в ходе Пекинской олимпиады (2008)

 

 

 

* В отсутствие визита со стороны президента Южной Кореи президенты Кыргызстана три раза – в июне 1997 г.(А. Акаев), ноябре 2007 г.(А. Атамбаев) и ноябре 2013 г.(А. Атамбаев, а президент Таджикистана Э. Рахмон дважды - в мае 2005 г. (6-й Глобальный форум по обновлению правительства) и апреле 2015 г.(7-й Всемирный Водный Форум) – посещали Южную Корею.

* Премьер-министр Ли Нак Ён посетил Кыргызстан и Таджикистан в июле 2019 года.

 

При администрации Ким Дэ Чжуна (1998-2003 гг.) политика визитов в Центральную Азию на высшем уровне не проводилась по таким причинам, как валютный кризис, случившийся в декабре 1997 года, и приоритетное внимание сферы экономики и дипломатии к вопросам преодоления кризиса, политика примирения и сотрудничества в отношении Северной Кореи и упор на дипломатию между четырьмя соседними державами. Тем не менее, Президент И. Каримов посетил Южную Корею в октябре 1999 года и внес свой вклад в укрепление основ сотрудничества между двумя странами.

При администрации Но Му Хёна (2003-2008 гг.) визиты на высшем уровне в Центральную Азию были возобновлены, поскольку интерес к энергетической безопасности активизировался из-за серьезного роста цен на нефть, начавшегося в 2003 г. Президент Но Му Хен посетил Казахстан в сентябре 2004 г. и Узбекистан в мае 2005 г. и провел переговоры на высшем уровне, активно продвигая политику по укреплению дипломатии в области энергетики и ресурсов. Администрация Но Му Хёна активно приглашала глав стран Центральной Азии, и, соответственно, в Южной Корее побывали президент И. Каримов в марте 2006 г. и президент Кыргызстана А. Атамбаев в ноябре 2007 г. Благодаря южнокорейско-узбекскому саммиту статус двусторонних отношений был повышен до уровня стратегического партнерства. В частности, администрация Но Му Хена содействовала проведению «Форума сотрудничества Центральная Азия-Республика Корея», в котором участвуют представители пяти стран Центральной Азии и Южной Кореи. Первый Форум был проведен в Сеуле 15 ноября 2007 года. В настоящее время Форум поднят до уровня министров иностранных дел и до сегодняшнего времени проводился 14 раз.

Во время правления администрации Ли Мён Бака (2008-2013 гг.) визиты на высшем уровне в Центральную Азию стали более частыми, что является результатом полномасштабного продвижения администрацией Ли Мён Бака энергетической и ресурсной дипломатии и «новой азиатской кооперативной дипломатии». Президент Ли Мен Бак посетил Узбекистан и Казахстан в мае 2009 года и добился значительных результатов. В частности, во время своего визита в Казахстан президент Ли Мен Бак и президент Н. Назарбаев договорились о повышении статуса южнокорейско-казахстанских отношений до уровня «стратегического партнерства», после чего президент Кореи совершал дополнительные официальные визиты в Казахстан в 2011 и 2013 годах. Президент Н. Назарбаев также посешал Сеул в апреле 2010 г. и марте 2012 г. (для участия в Саммите по ядерной безопасности), соответственно. А также Президент И. Каримов трижды посешал Южную Корею: в августе 2008 г., сентябре 2010 г. и сентябре 2012 г., предпринимая усилия по расширению экономического сотрудничества между двумя странами.

Однако президент Ли Мён Бак, делая слишком большой акцент на достижениях в дипломатии визитов на высшем уровне в Центральную Азию, отменил свой визит в Туркменистан в мае 2009 года за две недели до запланированной даты, что вызвало дипломатический конфликт между двумя странами. Кроме того, такие проекты как Балхашская ТЭС (SamsungC&T), Атырауский нефтехимический комплекс (LGChem) и морская разведка месторождения «Жамбыл» (KNOC), которые номинально считались тремя крупнейшими мегапроектами в южнокорейско-казахстанском экономическом сотрудничестве при администрациях Ли Мён Бака и Пак Кын Хе, были приостановлены или отменены, в результате чего экономическое сотрудничество между двумя странами резко сократилось.

Правительство Пак Кын Хе (2013-2017 гг.) продвигало «Евразийскую инициативу (единый континент, мирный континент, креативный континент)» для развития сотрудничества со странами Центральной Азии. На самом деле президент Пак провела встречу на высшем уровне с президентом Н. Назарбаевым в ходе саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. В июне 2014 года она впервые в истории Южной Кореи посетила три страны Центральной Азии - Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – и провела встречи на высшем уровне с лидерами этих стран. Президент Пак также пригласила Президента Н. Назарбаева посетить Корею в ноябре 2016 года, и оба лидера договорились о совместной работе над тем, чтобы вывести стратегическое партнерство между двумя странами на качественно новый уровень. Однако экономическое сотрудничество между двумя странами сильно сократилось в результате досрочной отставки президента Пак после её импичмента и провала трех крупнейших проектов по экономическому сотрудничеству в Казахстане.

«Новая северная политика» правительства Мун Чжэ Ина (2017-2022 гг.) послужила фактором в продвижении дипломатии на высшем уровне в отношении Центральной Азии. Фактически, президент Мун Чжэ Ин посетил три страны Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан и Туркменистан) в апреле 2019 года. В июле того же года премьер-министр Ли Нак Ён посетил Кыргызстан и Таджикистан, в которые ранее, после установления дипломатических отношений, еще не осуществлялись визиты на уровне премьер-министра или выше, и таким образом сделал ещё один шаг в развитии дипломатии на высшем уровне с пятью странами Центральной Азии.

 

Будущие задачи дипломатии на высшем уровне

 

По мере того, как Центральная Азия становится одним из стратегических регионов, дипломатические визиты на высоком и высшем уровне со стороны крупных держав становятся все более частыми. Например, Китай, Индия и Япония активно проводят дипломатию визитов на высшем уровне в отношении Центральной Азии вслед за Россией, которая наиболее успешно и последовательно продвигает дипломатию на высшем уровне через различные многосторонние и двусторонние диалоговые площадки, такие как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ШОС и т. д. Председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году, а премьер-министр Индии Нарендра Моди и премьер-министр Японии Синдзо Абэ в 2015 соответственно впервые посетили пять стран Центральной Азии, чтобы провести встречи на высшем уровне с лидерами стран Центральной Азии. В конце января текущего года председатель Си Цзиньпин и премьер-министр Нарендра Моди провели видеоконференцию с главами пяти стран Центральной Азии, посвященную 30-летию установления дипломатических отношений. В 2015 году США также создали «Дипломатическую платформу C5+1» и проводят заседания на уровне министров иностранных дел.

Принимая во внимание, помимо усилий сильных держав по укреплению дипломатического сотрудничества со странами  Центральной Азии, еще и усилившиеся в эпоху после коронавируса протекционизм и тенденцию международных цепочек поставок к объединению в политические или региональные блоки, что оказало глубокое влияние на недавнюю международную ситуацию, а также растущую обеспокоенность по поводу глобального экономического спада, вызванного войной на Украине, и ухудшение экономических условий в Центральной Азии, дипломатия корейского правительства на высшем уровне в рамках подготовки к следующим 30 годам должна осуществляться следующим образом.

В обществе стран Центральной Азии по-прежнему царит «приоритет политики», что указывает на ведущую роль в государственном управлении, в результате чего верховные лидеры и управленческие элиты обладают абсолютным влиянием на внутреннюю и внешнюю политику. Это свидетельствует о том, что активизация обмена между лидерами и высокопоставленными государственными чиновниками будет играть очень важную роль в двусторонних отношениях. Поэтому корейскому правительству в отношениях со странами Центральной Азии необходимо продолжать придерживаться дипломатической стратегии, которая способствует визитам на высоком и высшем уровне. В этом контексте корейскому правительству необходимо установить рамки дипломатических визитов на высшем уровне, в которых премьер-министр вместо президента посещает страны, которые не может посетить президент, так же, как показано примером правительства Мун Чжэ Ина.

Между тем, стратегия Южной Кореи в отношении дипломатии визитов на высшем уровне в государства Центральной Азии требует дифференцированного подхода для каждой страны. Это обусловлено в частности тем, что страны Центральной Азии в течение последних лет придерживались различных политических, экономических и дипломатических стратегий, в том числе и в сфере безопасности в соответствии с различными внутренними и внешними условиями, такими как этнический состав, масштабы полезных ископаемых, природных и энергетических ресурсов, а также учитывая политическую ориентацию лидеров, позицию и ситуацию соседних стран и внешние отношения, в результате чего внутренние и внешние условия государств ЦА сильно отличаются друг от друга.

Кроме того, для продвижения дипломатии на высшем уровне в отношении Центральной Азии необходим подход, разграничивающий политику и экономику. После приобретения независимости страны Центральной Азии способствовали системному преобразованию в направлении рыночной экономики и демократии, но каждая страна имеет разные характеристики политической системы и в целом демонстрирует характер авторитарной политической системы. Поэтому корейскому правительству необходимо сосредоточиться на расширении сотрудничества в неполитических областях, таких как экономика и культура, воздерживаясь при этом от выражения взглядов по внутриполитическим вопросам в странах Центральной Азии.

Кроме того, Центральная Азия активно развивает многостороннее сотрудничество через систему многосторонных организаций между странами внутри или за пределами региона из-за сложности и нестабильности локальной ситуации, недавнего роста интереса международного сообщества к энергетике и ресурсам и своего геополитического значения. Чтобы реализовать создание системы многостороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии, корейскому правительству необходимо изучить различные многосторонние кооперативные системы, базирующиеся в Центральной Азии, и принять в них участие хотя бы на невысоком уровне (например, в качестве наблюдателя, партнера по диалогу), чтобы изучить опыт и внедрить лучшие практики Центральной Азии.

Кроме того, следует продолжить дипломатию визитов на высшем уровне для создания системы поддержки в целях расширения реального экономического сотрудничества, поддержки развития сообщества корейских соотечественников и повышения роли Форума сотрудничества «Центральная Азия- Республика Корея».

 

 

전체메뉴

전체메뉴 닫기