메인메뉴 바로가기본문으로 바로가기

Колонка эксперта

Центральная Азия на переломном этапе перехода к цифровой экономике[i]

  • Составитель Ли Бэк Хи
  • Дата регистрации Nov 21, 2021

Центральная Азия на переломном этапе перехода к цифровой экономике[i]

 

Большинство стран СНГ, включая страны Центральной Азии, признают, что развитие ИКТ важно для их экономического развития, и на самом деле в сектор ИКТ этих стран вкладываются большие инвестиции. Благодаря этим инвестициям в последнее время страны Центральной Азии находятся на переломном этапе перехода к платформенной экономике и цифровой трансформации. Переломный этап - это поворотный момент, когда политика и бизнес-среда меняются в сторону ситуации, отличной от прежней, и, следовательно, требуется соответствующее реагирование, не слишком поспешное, но и не слишком быстрое. Другими словами, эффективность политики определяется тем, насколько хорошо компания или страна реагируют на этот переломный момент.

За последние 30 лет страны Центральной Азии, как и другие страны СНГ, пережили переходный период от социалистической экономики к капитализму. Другими словами, с экономической точки зрения это был переходный период от «свободной» к «платной экономике». В начале этого перехода был неизбежен негативный эффект J-кривой, в котором подчеркивается отрицательная сторона, а не положительная. И поскольку главный агент экономики был передан от правительства к отдельному лицу без заранее подготовленной системы, теневая экономика в значительной степени заменила официальную экономику страны. Поскольку теневая экономика не учитывается в государственной статистике, продолжается порочный круг, затрудняющий выполнение даже самых мелких планов управления национальной экономикой. В этой ситуации с эффектом J-кривой ИКТ могут облегчить переход от «свободной » к «платной экономике», сократить долю теневой экономики и подготовить национальную статистику, которая является основой функционирования национальной экономики.

Если посмотреть на следующие основные индексы ИКТ Центральной Азии, можно утверждать, что за исключением Туркменистана остальные четыре страны, в том числе и Узбекистан близки к среднемировому уровню по всем показателям ИКТ и Центральная Азия готовит инфраструктуру ИКТ для перехода к цифровой экономике.

                                                                                                                                              

- Основные индексы ИКТ в Центральной Азии(2020) -

Страна

Скорость загрузки на мобильных устройствах (Мбит / с)

Цена за 1 Гб мобильных данных (в долларах США)

Уровень проникновения Интернета (%)

Уровень проникновения мобильной связи (%)

Проникновение проводного широкополосного доступа (на 100 чел.)

Узбекистан

13.92

0.60

55.2

69.2

12.7

Казахстан

24.95

0.59

81.9

129.4

13.44

Кыргызстан

24.95

0.15

50.4

155.6

5.64

Таджикистан

15.70

2.6

34.9

105.2

0.07

Туркменистан

-

21.41

33.2

80.4

0.09

Среднемировой показатель

54.53

4.07

60

56.89

13.26

Южная Корея

192.58

4.72

97

118.3

43.55

Источник: review.uz/, cabar.asia/en/?p=48695, www.statista.com

Полагается, что основываясь на этой уже установленной инфраструктуре ИКТ, страны ЦА могут сосредоточиться на «нерешенных задачах», которые возникают при переходе системы от «свободной» к «платной экономике», и способствовать трансформации национальной экономики за счет внедрения цифровых прикладных технологий на основе ИКТ, как показано в таблице ниже.
Из-за ограниченности пределами статьи мы рассмотрим только такие области прикладных технологий ИКТ, как коммунальный сектор и электронная коммерция.

Нерешенные вопросы

Секторы применения

Технологии ИКТ

Риск

Растраты государственного бюджета

 

Электричество, газ, вода и канализация, транспортная карта

 

ICT IoT

(Интернет вещей)

Воля правительства и вопросы занятости

Прозрачность сделок

 

Электронная коммерция

 

Платформа открытого рынка

 

Отсутствие экосистемы

Низкий уровень общественного здравоохранения

Больницы, медицинские центры

Интеллектуальные решения в области здравоохранения

Сопротивление заинтересованных сторон

Низкая производительность

 

Сельское хозяйство, животноводство

 

Умная ферма

 

Устаревшая инфраструктура ИТ / электроэнергетики

 

Первый - это коммунальный сектор, в том числе включающий электроэнергию и газ. Наибольшую озабоченность в энергетическом секторе вызывают факты хищения электроэнергии. Кража государственных услуг, включая электричество, через незаконный доступ не только приводит к потере бюджета и энергии, но также затрудняет выполнение статистической работы в самой базовой сфере коммунальных услуг. Нерешенные проблемы, связанные с превращением коммунальных услуг, таких как электричество и газ, в платные, могут быть решены путем цифровой трансформации с использованием Интернета вещей.

По факту компания «KT Сorporation» реализовала проект по установке и эксплуатации умных счетчиков с IoT в трех городах, таких как Самарканд, Бухара и Джизак в период с 2016 по 2021 годы в рамках проекта УУЭ (усовершенствованного учета электроэнергии) в Узбекистане через средства АБР (Азиатский банк развития). По результатам выборочного обследования Бухарской области результат оказался неожиданным, так как после внедрения проекта УУЭ продажи выросли на 56%, а просроченная задолженность снизилась на 19%. Благодаря этим результатам в настоящее время проект УУЭ распространяется по всей стране, и умные счетчики были установлены в 7,4 миллионах домашних хозяйств, завершая построение системы интернета вещей в области распределения электроэнергии. По данным Управления электроэнергетики Узбекистана, в случае Ташкента количество налогоплательщиков, не оплачивающих тариф за электричество уменьшилось на 85% с примерно 190 тыс. до примерно 29 тыс. после установки системы УУЭ. Данный проект оценивается как хороший пример достижения эффекта энергосбережения и рационального использования национальных ресурсов посредством цифровой трансформации в процессе перехода от «свободной экономики» к «платной экономике». Таким образом, ожидается, что в будущем эта система будет применяться к другим областям коммунального обслуживания, таким как газ, вода и канализация и т.д.

Второе - это электронная коммерция. Как упоминалось выше, в случае Узбекистана и Казахстана уровень проникновения Интернета близок к среднемировому или даже превышает его, поэтому есть возможность развивать электронную торговлю. Что касается Центральной Азии, по состоянию на 2020 год доля электронной коммерции в Узбекистане и Казахстане в общей сумме торговых транзакций составляла всего 0,1% и 3,8% соответственно, что очень мало, учитывая, что среднемировой уровень составляет около 20%. Конечно, это означает, что есть и большой потенциал роста. Стратегическая потребность правительства в развитии сектора электронной коммерции заключается в обеспечении налоговых поступлений за счет прозрачности транзакций и в ослаблении инфляционного давления, вызванного снижением затрат на офлайн-транзакции.

Однако инфраструктура для создания экосистемы для полноценного развития электронной коммерции еще не создана. Поскольку все еще существует теневая экономика и многие товары, незаконным путем импортированные без уплаты таможенных пошлин, не могут быть официально проданы путем электронной торговли, как ни парадоксально, цены в онлайн-магазинах зачастую дороже, чем офлайн. Отсутствие базовой инфраструктуры, такой как система доставки, склад и платежные системы для реализации комплексных логистических услуг, также рассматривается как одно из главных препятствий, которое необходимо преодолеть для развития электронной коммерции. Однако со временем эта базовая инфраструктура, то есть сама система доставки, складирования и оплаты, становится прибыльным бизнесом, поэтому ожидается, что экосистема электронной коммерции также будет постепенно улучшаться.

Однако такое внедрение ИКТ не гарантирует безоговорочного успеха и не обязательно дает только положительные эффекты. Верно и то, что есть несколько препятствий, которые мешают эффективному использованию ИКТ в качестве инструмента национального развития в Центральной Азии. Первое, что нужно учесть – это то, что препятствием для внедрения ИКТ является теневая экономика. Тот факт, что неучтенная экономика, в которой было возможно уклонение от уплаты налогов, неизбежно будет проявляться, действует как фактор, препятствующий внедрению ИКТ. Другими словами, заинтересованные стороны, вовлеченные в теневую экономику, не приветствуют развитие ИКТ, потому что это само по себе ущемляет их интересы.

Второй фактор, который следует учитывать, - это двойственность цифровой экономики, так называемый «парадокс производительности». Поскольку развитие ИКТ означает автоматизацию, потребность в рабочей силе, по сравнению с прошлым, уже не так высока, поэтому она приводит к безработице. Хотя ожидается, что экономическое развитие может быть достигнуто на основе инновационных технологий ИКТ, уравнение, согласно которому внедрение ИКТ - это массовый рост безработных, является фактором, который препятствует внедрению ИКТ. Для перехода к экономической структуре, основанной на цифровых инновациях, экономические субъекты должны иметь возможность принимать технологии, и для этого необходимы крупномасштабные инвестиции в сферу цифровой экосистемы, такую как расширение человеческого капитала в дополнение к технологическим инновациям. Следовательно, для повышения производительности за счет цифровых инноваций потребуется время.

Однако при управлении национальной экономикой или компанией новые стратегические решения всегда открывают риски и возможности одновременно. Другими словами, создание нового будущего сопряжено с риском. Без этих рисков будет меньше возможностей для создания ценностнй, и ни экономическое развитие, ни корпоративное процветание не могут быть достигнуты. Следовательно, также необходима стратегия минимизации побочных эффектов выбора риска.

Таким образом, будет интересно наблюдать как с академической точки зрения, так и с точки зрения управления бизнесом, как страны Центральной Азии, которые только что обеспечили базовую инфраструктуру ИКТ для перехода к цифровой экономике, используют эти инструменты для осуществления процесса трансформации своей экономической системы. И это создаст возможность для корейских компаний стать надежными партнерами в процессе перехода к системе цифровой экономики и еще больше укрепить сотрудничество со странами Центральной Азии.



[i] Эта колонка представляет собой краткое содержание статьи «Стратегия развития ИКТ в Центральной Азии и меры сотрудничества», представленной на семинаре – совещании по вопросам политики «Евразия 21», состоявшемся 28 сентября 2021 года по запросу Секретариата Форума сотрудничества «Центральная Азия – Республика Корея».


전체메뉴

전체메뉴 닫기