메인메뉴 바로가기본문으로 바로가기

Колонка эксперта

Стратегия Индии в отношении Центральной Азии

  • Составитель Хён Сынг Су
  • Дата регистрации Sep 24, 2021

 

Стратегия Индии в отношении Центральной Азии


Хён Сынг Су(Корейский институт национального объединения)


С недавним выводом американских войск из Афганистана и возвращением к власти талибов, которые являются исламистским радикальным движением, в Евразии складывается нестабильная ситуация. После ухода США из Афганистана ожидается, что между Китаем, Россией, Пакистаном, Ираном и Индией развернется грандиозная стратегическая битва, война на эмоциях и ожесточенная борьба за влияние в Афганистане, где государственная нестабильность достигла максимума. Данная статья рассматривает процессы, которые в частности происходят в Индии.


С тех пор, как США напали на Афганистан в 2001 году с целью свержения режима талибов, Индия поддерживает проамериканский режим в Афганистане и ясно демонстрирует свою антиталибскую линию. Кроме того, за последние 20 лет Индия инвестировала более 3х миллиардов долларов в строительство дорог, плотин, электросетей, школ и больниц в Афганистане, а также бесплатно построила здание национальной ассамблеи Афганистана, укрепив свои позиции в качестве решительного сторонника нового афганского режима.


Поддержка Афганистана Индией в первую очередь мотивирована соображениями безопасности, а именно стремлением заблокировать влияние Пакистана, с которым Индия конфликтует, и предотвратить превращение Афганистана в укрытие для исламистских экстремистов. Однако для Индии дружеские отношения с Афганистаном важны и с экономической точки зрения. Это связано с геоэкономической стратегией страны по вхождению в Центральную Азию, сердце Евразии, через Афганистан. Причина, почему Индия поддержала строительство 218-километровой дороги из Деларама в Афганистане в Зарандж на афгано-иранской границе и развитие порта Чабахар на юге Ирана, также заключается в намерении обеспечить для себя торговые пути в Центральную Азию, с учетом того, что до этого возможные выходы были заблокированы Пакистаном и не доступны по суше.


Основные задачи Индии в регионе были сформулированы в политическом документе, которое правительство Индии опубликовало в 2012 году: «Соединить Центральную Азию». Согласно данному документу, ключевыми интересами Индии в Центральной Азии являются следующие:


Во-первых, Индия, как и другие страны, заинтересована в центральноазиатских природных ресурсах, таких как уран, природный газ, нефть и уголь. Цель политики Индии в области энергетической безопасности - уменьшить чрезмерную зависимость от нефти с Ближнего Востока, где сохраняется политическая нестабильность, и импортировать нефть из Африки или США, или обеспечить другие источники энергии помимо нефти. Это так называемая диверсификация импорта энергоресурсов. В этом контексте природный газ из Центральной Азии может быть очень привлекательным вариантом для Индии. Импорт урана из Узбекистана и Казахстана также важен для Индии, которая осуществляет частную программу ядерной энергетики. Интерес Индии к золоту, серебру, алюминию и другим стратегическим минеральным ресурсам в Центральной Азии также высок.


Во-вторых, Индия намерена укрепить свой статус экономической державы во всем регионе Центральной и Юго-Западной Азии, сдержать расширение влияния Пакистана, с которым находится во враждебных отношениях, и эффективно ответить на усиление конкуренции с Китаем. Экономическая экспансия Китая в Центральной Азии продолжается уже давно, и из-за внешних задолженностей перед КНР над экономическим суверенитетом и будущими перспективами стран Центральной Азии нависла угроза. Поэтому страны Центральной Азии стремятся к сотрудничеству с другими экономическими партнерами, такими как Европа, Индия и Южная Корея, но эффект пока незначителен. На самом деле результаты экономического сотрудничества в таких областях, как торговля и инвестиции, между Индией и странами Центральной Азии, пока не показали примечательных результатов. Однако нынешняя ситуация, когда страны региона все больше обеспокоены расширением влияния Китая, безусловно, может быть возможностью для Индии продолжить свою экономическую экспансию. У Индии есть долгосрочная цель - закрепить свои позиции в Центральной Азии и использовать их как ступеньку для расширения и выхода со своим рынком в Россию и Европу, в то же время сдерживая экспансию Китая.


В-третьих, Индия намерена играть ведущую роль в процессе экономической интеграции стран Евразии, включая Центральную Азию. С этой целью Индия провела первое заседание Диалога «Центральная Азия – Индия» на уровне министров иностранных дел в январе 2019 года в Самарканде, Узбекистан, а в октябре 2020 года в связи с пандемией COVID-19 второе заседание было проведено в формате видеоконференции, и в нем принял участие министр иностранных дел Афганистана. Диалог «Индия-Центральная Азия» касается сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии в широком спектре областей, таких как политика, безопасность, экономика, торговля и развитие, а также в ходе второго заседания в 2020 году Индия обещала предоставить Центральной Азии кредитную линию в размере 1 миллиарда долларов (около 1, 2 триллиона вон). Кроме того, стратегия правительства Индии, направленная на укрепление сотрудничества с Россией в области экономики и безопасности, имеет отношение к проекту «Соединить Центральную Азию», а такие меры, принятые Индией, как присоединение к ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) в 2017 году в качестве официального члена, проведение переговоров о ЗСТ с Евразийским экономическим союзом, возглавляемым Россией и активная деятельность в Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с 2016 года, хорошо показывают направление стратегии Индии в отношении Центральной Азии.


У Индии есть стратегические интересы не только на многостороннем, но и на двустороннем уровне. Главный стратегический интерес Индии в Казахстане заключается в импорте большого количества урана из запасов Казахстана для успешного осуществления своей стратегии ядерно-энергетической безопасности. Казахстан является ведущим в мире хранителем урана с 15% мировых запасов. Статистика показывает, что с 2014 года 80 процентов импорта урана в Индию приходится на Казахстан. Казахстан поддерживает исключительное положение, которое позволяет Индии продолжать сотрудничество в области гражданской ядерной энергетики со странами ГЯП (Группа ядерных поставщиков), хотя Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и также активно поддерживает участие Индии в ГЯП. Через Деловой совет между Казахстаном и Индией, созданный в 2016 году, две страны подписали несколько соглашений об экспорте казахстанского урана в Индию. В 2019 году две страны подписали контракт на экспорт урана из Казахстана в Индию на период 2020-2024 годов. Кроме того, эксперты прогнозируют расширение сотрудничества между двумя странами в области нефти, газа и возобновляемых источников энергии.


Узбекистан также занимает седьмое место в мире по экспорту урана и является важным партнером Индии в индустрии ядерной энергетики. Две страны подписали долгосрочное соглашение о поставках урана в 2019 году. Ожидается, что торговля и инвестиции между Индией и Узбекистаном значительно увеличатся после завершения продолжающихся переговоров о ЗСТ между двумя странами. Между тем, как упоминалось выше, Индия работает над модернизацией иранского порта Чабахар с целью развития маршрутов для торгового обмена с Центральной Азией, заблокированных вмешательством Пакистана. Поскольку порт Чабахар является единственным портом Ирана на побережье Индийского океана, тот факт, что государственная железнодорожная компания Узбекистана в настоящее время продвигает проект железнодорожного сообщения между Афганистаном и Ираном, также является одной из попыток Индии наладить выход через порт Чабахар.

Туркменистан – это один из крупнейших экспортеров ресурсов с четвертыми по величине запасами природного газа в мире. Если туркменский природный газ будет поставляться по газопроводу ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), Индия сможет получать 33 миллиарда кубометров газа в год. Хотя перспектива строительства газопровода ТАПИ все еще остается неопределенной из-за беспорядков в регионе, Индия обращает внимание на осуществимость проекта ТАПИ с точки зрения своей стратегии энергетической безопасности.


Экономическое сотрудничество между Кыргызстаном и Индией все еще находится на незначительном уровне. Однако, поскольку Индия недавно проявила интерес к подземным ресурсам, таким как золото, уголь, уран и сурьма, которые хранятся в Кыргызстане, ситуация, вероятно, улучшится. Обильные водные ресурсы Кыргызстана также улучшают перспективы экспорта гидроэнергетики в Индию. В последнее время две страны наращивают интенсивность сотрудничества, подписав договор о взаимных инвестициях и организовав Индо-Кыргызский бизнес-форум, и, чтобы облегчить доступ к вышеупомянутому порту Чабахар, Кыргызстан реорганизует свою логистическую сеть. Кыргызстан, член возглавляемого Россией Евразийского экономического союза, также ведет переговоры о ЗСТ с Индией.


Наконец, Таджикистан не является привлекательным экономическим партнером для Индии из-за его ограниченных ресурсов и невысоких экономических оборотов. Однако, из-за своей географической близости к Афганистану, Пакистану и Китаю Таджикистан считается одной из важных стран-партнеров для Индии с точки зрения безопасности. Единственная зарубежная военная база Индии расположена на территории Таджикистана, и часто проводятся совместные военные учения Таджикистана и Индии.


Восстановление режима талибов усложнило геополитические и геоэкономические расчеты Индии. Отношения между США и Ираном, которые ухудшились из-за одностороннего выхода администрации Трампа из ядерной сделки с Ираном, также стали плохой новостью для Индии. Это вызвано тем, что возникли препятствия для реализации грандиозной индийской стратегии, посредством которой она пыталась создать маршрут между Афганистаном и Центральной Азией через иранский порт Чабахар. Если солидарность между Китаем, Пакистаном и режимом талибов укрепится, это, безусловно, станет для Индии самым худшим сценарием. В настоящее время вызывает немалый интерес стратегии, с помощью которых Индия будет преодолевать ограничения в процессах соединения с Центральной Азией.

 

전체메뉴

전체메뉴 닫기